ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Упражнение 1. Укажите неопределённо-личные и обобщённо-личные предложения. 

1) Бездонную бочку водой не наполнишь. (Посл.) 2) Вас просят к телефону. 3) Дело словом не заменишь. (Посл.) 4) Поднялся шум, прощальный плач, ведут на двор восемнадцать кляч, в возок боярский их впрягают. (П.) 5) На войне встречаешь разных людей. (Симонов.) 6) По улицам слона водили. (Кр.) 7) В лесах прорубали с запада на восток широкие просеки. (Пауст.) 8) Стой за правду горой. (Посл.) 9) Мне даже на пакетах пишут «ваше превосходительство».(Г.)10) Любишь кататься — люби и саночки возить. (Посл.)11) На даче спят под стук дождя. На даче спят, укрывшись спины. (Паст.) 12) А за стеной всё что-то делалось, делалось, и вот, наконец, и нас позвали к столу. (Ю. К..)

Упражнение 2. Определите вид предложений.

1) Кругом было тихо, так тихо, что по жужжанию комара можно было следить за его полётом. 2) Весело было слышать среди этого мёртвого сна природы фырканье усталой тройки и неровное побрякивание русского колокольчика. 3) Душно стало в сакле, и я вышел на воздух освежился. 4) Он [Печорин] явился ко мне в полной форме и объявил, что ему велено остаться у меня в крепости . 5) Он как тополь между ними — только не расти, не цвести ему в нашем саду. 6) А лошадь его славилась в целой Кабарде, и, точно, лучше этой лошади ничего выдумать не возможно. Недаром ему завидовали все наездники и не раз пытались её украсть, только не удавалось. 7) Лучше было бы мне его [коня] бросить у опушки и скрыться в лесу пешком, да жаль с ним расставаться. 8) Когда отец возвратился, то ни дочери, ни сына не было. 9) Воздух становился так редок, что было больно дышать. 10) Нам должно было спускаться ещё вёрст пять по обледеневшим скалам и топкому снегу.

(М. Ю. Лермонтов.)

Упражнение 3. По образцам замените личные предложения безличными (письменно).

Образец: Я хочу изучать историю Москвы.- Мне хочется изучать историю Москвы.

1) Я не хотел отставать от других.-Мне не хотелось отставать от других.

2) Он не сидит дома.-Ему не сидится дома.

3) Бабушка не спит.-Бабушке не спится.

4) Я не верил в успех поездки.-Мне не верилось в успех поездки.
Образец: Снег занёс все дороги.- Снегом занесло все дороги.

1) Дождь освежил зелень.-Дождём освежило зелень.

2) Ветер сломал сук на дереве.-Ветром сломало сук на дереве.

3) Град попортил всходы.-Градом попортило всходы.

4) Тонкий ледок подёрнул лужи.-Тонким ледком подёрнуло лужи.

5) Огонь в ту же минуту охватил всю кровлю.-Огнём в ту же минуту охватило всё кровлю.

6) Всё небо затянули серые облака.-Всё небо затянула серыми облаками.

7) Ураган снёс множество хижин.-Ураганом снесло множество хижин.
Образец: У меня есть лыжи.- У меня нет лыж.
1) У меня есть коньки.-У меня нет коньков.

2) Здесь были белые грибы.-Здесь не было белых грибов.

3) У меня была лошадь.-У меня не было лошади.

4) У меня было свободное время.-У меня не было свободного времени.

5) У него было стремление рисовать.-У него не было стремления рисовать.

Упражнение 4. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Определите типы односоставных простых предложений или частей сложных предложений.

1) Еду ли ночью по улице тёмной, бури заслушаюсь в пасмурный день… (Н.) 2) — Отнести её вон,- проговорила изменившимся голосом старуха. — Скверная собачонка! (Т.) 3) Дождик шёл с утра, и казалось, что вот-вот он пройдёт, и на небе расчистит. (Т.) 4)Два часа ночи. Не спиться. А надо бы уснуть, чтоб завтра рука не дрожала. (Л.) 5) Брожу ли я вдоль улиц шумных, вхожу ль во многолюдный храм, сижу ль меж юношей безумных, я продаюсь моим мечтам. (П.) 6) Дня через три потеплело. (Купр.) 7) Летнее утро. В воздухе тишина. (Ч.) 8) Как постелишься, так и выспишься. (Посл.) 9) Знойный и душный полдень. На небе ни облачка. (Ч.) 10) От шума ломило уши, давило грудь.(А.Н.Т.) 11) Из города прислали сыщиков, они, стоя на углах, щупали глазами рабочих, весело и оживлённо проходивших с фабрики на обед и обратно. (М. Г.) 12) Из трюма несло холодом и запахом сырой кожи. Отошли ночью. (Пауст.) 13) Зимой, от чая до обеда, играли в комнатах, если на дворе было очень морозно, или шли на двор и там катались с большой ледяной горы. (М. Г.) 14) В салоне было чисто и холодно. (Пауст.)15) Эту песню не задушишь, не убьёшь. (Ош.) 16) Мело, мело по всей земле, во все продели. (Паст.) 17) Эти ночи, эти дни и ночи! Дробь каплей к середине дня, кровельных сосулек худосочие, ручейков бестолковых болтовня! (Паст.) 18) Очень уж шумят у нас в классах. (Ч.) 19) В кухне что-то пекли, жарили, даже через закрытую дверь наносило запахи жаренья. (Ф.) 20) Мне было весело вдохнуть в мою замученную грудь ночную свежесть тех лесов. (Л.) 21) Август месяц. Тихо. Сухо. Предвечерний час. (Исак.) 22) Кругом ни души. Пустынно и мёртво. (Сераф.) 23) На обратном пути ему пришлось пережить маленькое приключение.

Оставьте комментарий